Полвека назад, в феврале 1967 года были приняты в эксплуатацию нижнекамские линии «Трамвайное депо – ТЭЦ-1» протяженностью 19,2 км. Считается, что первый трамвай вышел на рельсы 15 февраля, и завтра ГУП «Горэлектротранспорт» будет отмечать свой большой юбилей. По городу начнёт курсировать ретро-вагон, точь в точь такой же, как и 50 лет назад.
Но Москва не сразу строилась, и нижнекамские трамвайные линии – тоже. Свою роль в создании в нашем городе удобной транспортной сети – самой надёжной и привычной – сыграли и журналисты. И сегодня, в преддверии юбилея, мы публикуем газетную статью И.Ходжаева «Нижнекамску нужен трамвай» из «Советской Татарии» (нынешняя «Республика Татарстан»), напечатанную 27 февраля 1966 года – за год до исторического запуска. Статью, выдержанную в лучшем духе классической публицистики, можно назвать разгромной. Автор конструктивно критикует и заказчиков, и подрядчиков, и райком КПСС, и народный контроль… Впрочем, читайте сами.
«Пожалуй, ни одна стройка нашей республики не знала ещё такого масштаба и размаха, как нижнекамская. На сотнях гектаров раскинулись цехи будущего гиганта химии. Не меньше часа требуется, чтобы доехать от сооружений на берегу Камы до корпусов теплоэлектроцентрали, завода железобетонных изделий и конструкций.
…Далеко в стороне от промышленных объектов строится молодой город строителей и химиков – Нижнекамск. Он запроектирован так, чтобы его жители совершенно не чувствовали близости химического предприятия, чтобы в нём было много солнца свежего воздуха, зелени. Словом, расстояния между объектами большие, и без транспорта вовремя попасть на рабочее место невозможно.
Учитывая это, авторы проекта города и промышленного комплекса запланировали трамвайную линию, которая должна была вступить в строй уже в начальный период строительства, а по заверению руководителей треста «Татэнергострой», - к октябрьскому празднику прошлого года.
Сейчас уложено свыше 90 процентов путей, поставлены опоры, навешены провода… А дальше? Но, увы, этого не случилось. Для доставки людей на рабочие места по-прежнему используют вахтовые автомашины и автобусы, которые, как говорится, позарез нужны на других участках стройки города. Около ста машин ежедневно выделяется для вахт в автотранспортном хозяйстве треста, много машин отвлекается и из районного АТХ.
Беда ещё в том, что машины эти часто, особенно в зимнее время, выходят из строя, вахты запаздывают, теряются драгоценные рабочие часы. Только на строительстве ТЭЦ за прошлый год потери составили 2000 человеко-часов.
А всего по тресту «Татэнергострой»? Цифра астрономическая.
Между тем возможности ввести трамвай в эксплуатацию были полные. Заказчик – дирекция Нижнекамского химкомбината – обеспечил строителей технической документацией. Сейчас уложено свыше 90 процентов путей, поставлены опоры, навешены провода… А дальше?
Генподрядчик – коллектив СМП-189 треста «Уфимтрансстрой», выполнив основные объёмы работ, предал нижнекамский трамвай забвению. Оставшиеся неосвоенными небольшие суммы не делали «погоды» в годовом план строительно-монтажного поезда. Людей с участка сняли и работу прекратили. Тут уместно напомнить, что деятельность любой строительной или монтажной организации сейчас определяется не валом, не количеством освоенных рублей, а по сданным в эксплуатацию объектам.
Велика вина и субподрядчика – коллектива СМУ №8 треста «Татэнергострой», который неоправданно затянул работы в депо, а сейчас и совсем их забросил.
Обеспокоенные ходом строительства трамвая, райком КПСС, комитет народного контроля, трест «Татнефтегосстрой» намеревались было одно время сдвинуть дело с мёртвой точки. К сожалению, этого настроения хватило лишь на проведение совещаний и заседаний, посвящённых нижнекамскому трамваю. И опять на линии тишина.
Но даже будь готов трамвай уже завтра, он обречён на бездействие. В Нижнекамске совсем нет кадров, что-либо понимающих в этом транспорте. Но даже будь готов трамвай уже завтра, он обречён на бездействие. В Нижнекамске совсем нет кадров, что-либо понимающих в этом транспорте. Строительство ведётся без надлежащего контроля со стороны специалистов, комплектация оборудования производится неквалифицированно. Заказчику – дирекции химкомбината уже давно надо бы начать набор людей для обучения их водительским, ремонтным и другим специальностям. Нет сомнения, что Министерство коммунального хозяйства республики поможет в этом.
А пока по утрам дорогами Нижнекамска идут вереницы вахтовых машин, опаздывающие на работу строители штурмуют переполненные автобусы, рядом с трамвайной линией мерзнут на перекрёстках. Порой им чудится звонок долгожданного вагона, и, прищурив глаза, всматриваются они в туманную даль.
И как знать, не звенит ли это председательский колокольчик на одном из очередных заседаний, где, быть может, ещё раз обсуждается вопрос о строительстве нижнекамского трамвая".
пресс-служба Главы НМР